Prove They Are Alive!
TurkmenWiki
Свободу Алексею Навальному!
За демократию и права человека в Туркменистане  For Democracy and Human Rights in Turkmenistan
03.06.2023  
Силовые структуры

22.07.2010
Нейтральный Туркменистан и американская демократия

Виктор Прудников

Принципиальное противостояние или военно-политические интим-услуги по сходной цене?

Рано или поздно мы узнаем, какие низменные чувства стояли за тем или иным решением туркменского руководства, за сколько серебренников продавался направо и налево пресловутый туркменский «нейтралитет».

О великом принципиальном противостоянии нейтрального Туркменистана и демократических Соединенных Штатов можно смело написать целый политический роман. В американской прессе статьи об этом государстве появляются регулярно и всегда изображают его своего рода центральноазиатским «сталинским Диснейлэндом», этаким карикатурным миром золотых статуй, глубоких древностей и коварных интриг.

Американские дипломаты на каждом шагу выражают озабоченность по поводу религиозной свободы, проведения избирательных дискуссий, которые соответствовали бы международным обязательствам, наличию гражданского общества и условий содержания туркменских заключенных.

Туркменские СМИ на каждом шагу подчеркивают непорочную девственность нейтрального Туркменистана, сохраняющего свой признаваемый всем мировым сообществом великий нейтралитет в условиях всеобщего хаоса и предательства. А правительство Туркменистана на каждом шагу к месту и не к месту козыряет тем, что страна якобы имеет один из крупнейших в мире запасов природного газа.

Казалось бы, что еще, кроме возможной совместной разработки огромных запасов газа и нефти может объединять эти два государства, находящиеся на противоположных политических полюсах? Но Туркменистан — не Северная Корея, а американцам не впервой приручать «великих диктаторов» карликовых государств за довольно скромные суммы. Да и Сапармурад Великий в свое время хотя и пытался переплюнуть по количеству наград и званий незабвенного Леонида Ильича, но в душе так и остался скромным провинциальным советским чиновником, воспринимающим каждую иностранную подачку как признание собственной значимости в мировом масштабе.

Практичные американцы быстро сообразили, что именно непрозрачность, отсутствие верховенства закона и защиты собственности, коррупция, непомерное налоговое бремя, неясные, допускающие двоякое толкование законы, двойные обменные курсы и так далее создают идеальные условия, чтобы использовать Туркменистан для особого рода сотрудничества в Центральной и Южной Азии.

На словах американские дипломаты гордились своим Американским центром в Ашхабаде и американскими уголками в Дашогузе и Туркменабаде. На деле Пентагон вовсю использовал патологическую жадность Туркменбаши для вовлечения его нейтрального государства в самые сомнительных и «грязные» делишки, которые в другой стране и в других условиях были бы заведомо выявлены и осуждены мировом сообществом.

С началом афганской кампании Пентагон охотно поступился принципами США как главного проводника демократии в мире ради доступа к туркменским стратегическим аэродромам. По мнению американских военных, именно «нейтральный» Туркменистан сыграл «неоценимую роль в успехе операций ''Несгибаемая свобода'' и ''Иракская свобода''».

Безоговорочно предав прежних «друзей-талибов», Сапармурад Великий в 2002 году заключил между Туркменистаном и США соглашение об использовании самолетами военно-транспортной авиации США туркменского воздушного пространства и международного гражданского аэропорта города Ашхабада для дозаправки самолетов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан.

Гуманитарных ли? По словам сотрудников туркменских спецслужб, призванных контролировать провоз грузов, «в международном аэропорту американцы создали закрытый терминал, на территорию которого мы не имеем доступ и не можем проверить, соответствуют ли эти грузы гуманитарному предназначению».

Имеется множество свидетелей, утверждающих, что грузы, перевозимые через Ашхабад, носят чисто военный и даже криминальный характер. Сотрудники аэропорта видели в недрах самолетов бронетехнику, боевые вертолеты и ящики с боеприпасами. Данное обстоятельство прямо противоречит содержанию двусторонних отношений и бросает тень на международный статус нейтралитета, которым так гордится Туркменистан.

Более того, в 2003 и 2004 годах в аэропорту Ашхабада несколько раз нагло совершали посадку американские военные авиаборты, следовавшие из Афганистана, причем в порядке уведомления, а не разрешения туркменских диспетчерских авиационных служб. По приземлении американские военнослужащие, действуя по своим инструкциям, десантировались с борта и брали его под вооруженную охрану. Известно по крайней мере пять случаев применения оружия военнослужащими спецподразделений США. В частности, родители двух подстреленных на периметре терминала туркменских подростков были письменно предупреждены о неразглашении любой информации по данным случаям.

Так что если бы американцам взбрело в голову свергнуть диктатора, то было бы достаточно десантировать с военно-транспортного самолета один БТР и отделение спецназа, которые минут через 20 без хлопот взяли бы штурмом Дворец президента.

Но зачем это «демократичным» американцам, если благодаря «недемократичному» Сапармураду Ниязову, они получили возможность активно использовать почти все военные аэродромы страны, в том числе — аэродром в Небит-Даге, расположенный в непосредственной близости от иранской границы, что, по политическим соображениям, не должно было бы позволить Ниязову предоставить его американцам. Тем не менее, он был реконструирован за американский счет.

Уже в сентябре 2004 года на аэродроме «Мары-2» появились американские военные эксперты, и началась его реконструкция силами арабских строительных компаний, что вызвало протест Москвы. Позиция туркменской стороны, выраженная дипломатическим языком, заключалась в том, что Туркменистан дорожит международным статусом постоянного нейтралитета, признанным ООН, и не намерен вступать в военные блоки и размещать на своей территории военные базы иностранных государств. Однако, поскольку терминал в международном аэропорту Ашхабада и аэродром «Мары-2» — это не «военная база», а «вспомогательные опорные пункты», то нейтралитет сохраняется.

По последним данным, именно через эти аэропорты осуществлялась перевозка наркотиков из Афганистана, транспортировка узников в «секретные тюрьмы» Восточной Европы и другие дела, которых стыдилось бы любое другое государство. Зато на личных зарубежных счетах Сапармурада Великого появилось более трех миллиардов нигде и никем не учтенных «грязных долларов». Причем именно Пентагон нашел способ тайного перечисления денег диктатору в немецкие банки за столь важные политические интим-услуги.

С 2002 года авиационное топливо направляется железнодорожными составами через территорию Туркменистана в северные приграничные города Тургунди и Хайратон в Афганистане в адрес Центра топливного снабжения армии, являющегося подрядчиком минобороны по топливным поставкам.

Можно представить, какая паника началась в военных и дипломатических кругах США, когда дорогой Туркменбаши внезапно скончался. По интенсивности визитов в Ашхабад в те дни американские чиновники достойны занесения в книгу Гиннеса.

К счастью для них новый лидер Туркменистана оказался не менее продажным. Правда, пришлось поторговаться. Если верить появившимся в международных СМИ только за пять первых месяцев президентства Бердымухаммедова публикациям о Туркменистане, в те дни Соединенные Штаты «потеряли» Туркменистан в пользу России, «отвоевали» Туркменистан у России, «потеряли» Туркменистан еще раз в пользу России, а затем, Россия, «потеряла» Туркменистан в пользу Китая.

В конечном итоге Туркменистан подтвердил свой нейтральный статус и… продолжает превращаться в один из крупных транспортных узлов северной сети поставок грузов для американских и натовских войск в Афганистане. Туркменистан стал страной, подпадающей под действие «Закона об оборонных ассигнованиях на 2010 финансовый год». Этот документ предусматривает приобретение минобороны грузов и услуг с целью «настроить государства Центральной Азии на активизацию сотрудничества в деле расширения путей поставок по их территории грузов для военного контингента в Афганистане».

В итоге сегодня в Ашхабаде находится американский воинский контингент, задействованный в операциях по дозаправке военных самолетов.

Кроме того, Организация Североатлантического договора добивается открытия в этой стране наземного коридора поставки грузов для натовского контингента в Афганистане по автомобильным и железным дорогам.

МИД Туркменистана отказывается прокомментировать вопрос о своем сотрудничестве с американскими военными. Официальный представитель Госдепартамента также сообщил журналистам, что минобороны не желает, чтобы американские дипломаты публично обсуждали вопрос американского «базирования в Туркменистане».

Очевидно, что никакие принципы провозглашенные Ашхабадом не соответствуют действительности, а нынешнее руководство, как бы ни пыталось скрыть факт «черных» махинаций с транзитом оружия и поставкой горючего, продолжает мошеннические операции Сапармурада Великого.

Сегодня, когда открыто говорят о готовящемся вторжении войск США в Иран, руководство Туркменистана вновь радостно потирает руки. Еще бы, новая война — это новые раздоры и новые доходы. Главное — позабыть все официально провозглашаемые принципы, спешно заглатывая в оффшоры и «грязные», и «чистые» деньги. Где же хваленный политический нейтралитет, заявленный на весь мир, где прежние слова сочувствия к братским мусульманским народам?!

Новое руководство Туркменистана не оправдало народных надежд. Не стало оно добрым соседом и для окружающих его государств, будучи центром интриг и напряженности в центральноазиатском регионе. Но правду ладонью не прикроешь. Рано или поздно мы узнаем, какие низменные чувства стояли за тем или иным решением туркменского руководства, за сколько серебренников продавался направо и налево пресловутый туркменский «нейтралитет».

Специально для «Гундогара»

Ê Вариант для печати


Обсудить эту статью