Prove They Are Alive!
TurkmenWiki
Свободу Алексею Навальному!
За демократию и права человека в Туркменистане  For Democracy and Human Rights in Turkmenistan
03.06.2023  
Права человека

31.03.2023
Заключительные замечания КПЧ ООН
к 3-му периодическому докладу Туркменистана

Гундогар

Международный Пакт о гражданских и политических правах

Комитетом было отмечено, что Туркменистан не выполнил ряд замечаний, сделанных по предыдущему докладу и не предоставил информацию, которую он запрашивал в ходе обсуждения этого доклада.

25 марта завершила работу 137-я сессия Комитета ООН по правам человека (КПЧ), в ходе которой были рассмотрены периодические доклады Египта, Панамы, Перу, Шри-Ланки, Замбии и Туркменистана о выполнении ими положений Международного пакта о гражданских и политических правах, а также выработан перечень заключительных замечаний и рекомендаций. Все материалы сессии опубликованы на сайте ООН.

Как уже сообщалось, 1-2 марта КПЧ рассмотрел 3-й периодический доклад правительства Туркменистана о выполнении Пакта, который прдставила делегация Туркменистана во главе с замминистра иностранных дел Вепа Хаджиевым. Члены делегации, среди которых были представители МИД, МВД, Министерства юстиции, Верховного суда, Института государства, права и демократии, Меджлиса (парламента), посольства Туркменистана в Швейцарии и представительства Туркменистана при отделении ООН в Женеве, проинформировали о выполнении заключительных замечаний, принятых Комитетом по итогам рассмотрения 2-го периодического доклада, и ответили на вопросы членов и экспертов КПЧ.

На заседании присутствовали также туркменские правозащитники, в том числе председатель «Туркменской инициативы по правам человека» (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин и редактор интернет-издания turkmen.news Руслан Мятиев.

В диалоге с Туркменистаном эксперты Комитета положительно оценили обязательство, принятое правительством по вопросу независимости судебной системы, и выразили надежду на его осуществление. Также было с положительной стороны отмечено принятие национальнх планов действий в области прав человека на 2021-2025 годы; по обеспечению гендерного равенства на 2021-2025 годы; Закона о борьбе с торговлей людьми; ряда решений касательно противодействия пандемии и другим заболеваниям, а также назначение уполномоченного представителя по правам человека (Омбудсмена).

Озабоченность Комитета вызвали сообщения о том, что судебные процессы, проходящие по обвинениям, связанным с коррупцией, на деле использовались для того, чтобы заставить замолчать политических оппонентов. В то же время реальные факты коррумпированности, в частности, примеры выгодных контрактов, выданных друзьям и родственникам членов правительста, оставались без должного внимания со стороны правоохранительных органов, что также свидетельствует о коррупции. Кроме того, беспокойство вызывали сообщения об увеличении числа случаев коррупции, в том числе среди высокопоставленных должностных лиц, судей и сотрудников пенитенциарной системы.

Эксперты отмечали, что полученные ими сведения из независимых источников о пытках, бесчеловечном обращении и смерти в предварительном заключении политических и религиозных лидеров, а также правозащитников вызывают особую обеспокоенность.

Комитет напомнил о том, что неоднократно высказываемые ранее мнения по поводу смерти в заключении активистки Огулсапар Мурадовой правительство оставило без внимания и не предприняло в связи с ними никаких действий, что ставит под сомнение искренность стремления Туркменистана к сотрудничеству с Комитетом в этом вопросе.

В ответ делегация заявила, что Туркменистан присоединился к Конвенции по борьбе с коррупцией и проводит работу по повышению осведомленности общественности в целях ее искоренения. Заявления о коррумпированных судебных процессах над политическими оппонентами были сочтены безосновательными. Туркменские официальные лица вновь заявили о том, что против О.Мурадовой не было выдвинуто никаких уголовных обвинений и что она, находясь в тюрьме (?), покончила с собой. Ее семья была уведомлена об этом, а персонал привлечен к дисциплинарной ответственности. Для расследования этого инцидента была создана независимая государственная комиссия, признавшая, что власти не виновны в ее смерти, а «группа видных западных государств» якобы опубликовала заявление, в котором признала, что ее «смерть не была подозрительной».

Комитетом было отмечено, что Туркменистан не выполнил ряд замечаний, сделанных по предыдущему докладу и не предоставил информацию, которую он запрашивал в ходе обсуждения этого доклада. Это было воспринято Комитетом как нежелание Туркменистана полноценно контактировать с правозащитными организациями и специальными докладчиками, которым долгое время не удается посетить страну. В этой связи Комитет рекомендовал обеспечить визит докладчикам по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания; по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях; по современным формам рабства, а также членам Рабочей группы ООН по насильственным или недобровольным исчезновениям. Следует подчеркнуть, что Туркменистан не ставил своей подписи под Международной конвенцией для защиты всех лиц от насильственных исчезновений.

Комитет не вполне удовлетворен деятельностью Омбудсмена, хотя и признает положительным факт открытия в Туркменистана соответствующего офиса, а также отсутствим достаточной информации относительно его деятельности и доступности для представителей гражданского общества.

Комитет считает, что государству следует оказывать поддержку деятельности Омбудсмена, чтобы она соответствовала Парижским принципам: независимость, законность, справедливость, объективность, гласность — и законодательно подтвердить право Омбудсмена участвовать в мониторинге мест содержания под стражей; обеспечить широкое сотрудничество Омбудсмена с гражданским обществом и международными организациями и предоставлять отчетность по соблюдению прав человека в ООН.

Государству также рекомендуется усилить меры по борьбе с коррупцией, пресекать и расследовать факты, укреплять органы правопорядка, обеспечивать их независимость и эффективное расследование дел, связанных с коррупцией, с последующим привлечением к ответственности виновных.

Комитет не видит прогресса по борьбе с различными формами дискриминации: по признаку пола, расы, этнического происхождения, политических убеждений, сексуальной ориентации, гендерной идентичности и пр.; запрещения различных форм дискриминации в государственном и частном секторах и борьбы со стереотипами всех видов, а также повышения осведомленности о равенстве всех людей. Отмечается отсутствие информации касательно фактов дискриминации, расследований, судебных преследований и обвинительных приговоров виновным в дискриминационных преследованиях, так же как и информации о средствах правовой защиты, доступных жертвам дискриминации.

В связи с этим Туркменистану надлежит принять всеобъемлющий антидискриминационный закон, обеспечивающий защиту от всех видов дискриминации и предусматривающий эффективные средства правовой защиты.

Особое сожаление Комитет выразил по поводу недостаточного представительства женщин на руководящих должностях, в том числе в судебных, законодательных и исполнительных органах, особенно на должностях высокого уровня, а также в связи с сохранением и пропагандой патриархальных стереотипов в отношении роли женщин и мужчин в семье и обществе и дискриминацией женщин по признаку пола.

Комитет рекомендует обеспечивать всестороннее и равное участие женщин в политической и общественной жизни, продвигать в СМИ позитивные образы женщин как активных участниц общественной и политической жизни.

Комитет выражает сожаление по поводу отсутствия подробной информации о количестве жалоб на насилие по признаку пола, их расследовании и судебном преследовании виновных.

Следует также принять меры по предотвращению случаев домашнего (бытового) насилия, расследовать факты и наказывать виновных в судебном порядке; расширять службы поддержки и защиты женщин и девочек от бытового насилия, оказывать пострадавшим юридическую и психологическую помощь, информировать о наличии соответствующих служб.

Туркменистану рекомендуется отменить статью 135 УК («Мужеложество»), наличие которой противоречит Пакту о гражданских и политических правах; вести борьбу со всеми формами социальной стигматизации, домогательств, разжигания ненависти, дискриминации или насилия в отношении лиц по признаку их сексуальной ориентации или гендерной идентичности.

Комитет обеспокоен сообщениями о применении контртеррористических мер для ограничения прав и свобод граждан, включая свободу религии, выражения мнений и свободу ассоциаций, а также сообщениями о растущем числе обвинительных приговоров за так называемый «исламский экстремизм».

Отмечается также, что Туркменистан не предоставил подробную информацию о тюрьме Овадан-депе, в том числе, количество заключенных и состояние их здоровья.

Комитет по-прежнему обеспокоен многочисленными сообщениями об ограничениях на зарубежные поездки оппозиционно настроенных лиц и членов их семей. Государству рекомендуется конкретизировать понятия «экстремизм» и «терроризм», содержащиеся в соответствующем законе, чтобы исключить широкое применение этих понятий к людям, выражающим несогласие с политикой властей или осуществляющим свое право на свободу совести, а также гарантировать им и их семьям полное уважение их свободы выражения мнений и права покидать страну.

Право на жизнь. Эксперты КПЧ обратили внимание на проблему, связанную с правом на применение силы и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов в то время как в национальном законодательстве нет четко сформулированных условий, при которых применение силы и огнестрельного оружия считается законным. Государству рекомендовано пересмотреть национальное законодательство в данной области, чтобы привести его в соответствие с Основными принципами ООН в отношении их применения, а также создать независимый надзорный механизм и проводить превентивную работу с сотрудниками правоохранительных органов.

Также Комитет высказался относительно поблем тайного содержания под стражей и насильственных исчезновений. Приветствуя помилование президентом Пигамбергельды Аллабердыева, Сергея Бабаниязова, Хурсанай Исматуллаевой и Дмитрия Медведева, Комитет выразил глубокую обеспокоенность отсутствием сведений, касающихся Аннагельды Акмурадова, Мамура Атаева, Эсена Буриева, Исы Гаратаева, Базара Курбанова, Константина Шихмурадова, Рустема Джумаева, Сапармурада Мухаммедова, Батыра Сарджаева, Оразмамеда Ылымова,Овезмурада Язмурадова, которые уже должны были выйти на свободу по истечении вынесенного судом срока.

Комитет также обеспокоен продолжающейся практикой проведения закрытых судебных процессов без участия адвокатов защиты. Комитет настаивает на пересмотре правовой базы с тем, чтобы все формы насильственных исчезновений были запрещены уголовным законодательством; на расследовании всех выявленных случаев насильственных исчезновений, на наказании виновных и предоставлении жертвам насильственных исчезновений средств правовой защиты. Также рекомендовано поддерживать контакт с Рабочей группой по насильственным и недобровольным исчезновениям и обеспечить ее представителям возможность посетить Туркменистан.

Запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Как положительные факты Комитетом отмечены конкретизация определения «пытки» в новом УК Туркменистана, а также установка систем видеонаблюдения и аудиовизуального оборудования в нескольких полицейских участках, следственных изоляторах и местах содержания под стражей с целью предотвращения пыток и жестокого обращения с задержанными лицами. Однако Комитет по-прежнему обеспокоен отсутствием эффективного, независимого и беспристрастного надзора и мониторинга мест содержания под стражей и высоким уровнем безнаказанности виновных в применении пыток.

Особо Комитет обратил внимание на тюрьму Овадан-депе в связи с многочисленными сообщениями о пытках, бесчеловечном обращении, унижающих достоинство условиях содержания и отказом в медицинской помощи, а также смертью от пыток во время тюремного заключения Огулсапар Мурадовой. Комитет потребовал независимого расследования всех сообщений о пытках, наказания виновных и предоставления пострадавшим соответствующей правовой защиты; проведения независимых и беспристрастных контрольных посещений мест содержания под стражей, включая тюрьму Овадан-депе, с привлечением гражданского общества и международных организаций; ратифиции Факультативного протокола к Конвенции против пыток, а также создания специального независимого механизма — учреждения, сотрудники которого на постоянной основе будут мониторить места лишения свободы. Также следует улучшить условия в местах лишения свободы и обеспечить заключенным доступ к медицинскому обслуживанию.

Ликвидация рабства, подневольного состояния и торговли людьми. Комитет по-прежнему обеспокоен широким использованием принудительного труда государственных служащих во время сбора хлопка (главным образом женщин) под угрозой таких наказаний, как потеря заработной платы или ее урезание, увольнение с работы и другие санкции, а также использование детского труда на уборке хлопчатника.

Туркменистану рекомендуется покончить с этой практикой, а также улучшить условия труда в хлопчатобумажной промышленности.

Также КПЧ вновь обращает внимание на порочную практику регистрации по месту жительства, которая противоречит Пакту о гражданских и политических правах, гарантирующему свободу передвижения и свободного выбора места жительства. Кроме того, Туркменистану рекомендуется прекратить широко распространенную практику произвольных запретов на поездки, налагаемых на правозащитников, журналистов, юристов и студентов и отменить систему выездных виз.

Комитет по-прежнему обеспокоен сообщениями об отсутствии независимости судебной власти, в частности, в связи с тем, что президент сохраняет за собой исключительное право назначать судей, а также с поступающими сведениями о том, что политически мотивированные уголовные процессы проходят «за закрытыми дверями», с ограниченным доступом к местонахождению задержанных, слабой юридической компетенцией назначаемых адвокатов, не знакомых с содержанием Пакта о гражданских и политических правах и других международных стандартов в области прав человека. Государству рекомендовано снять все ограничения на справедливое судебное разбирательство, соблюдать принцип независимости судей, повысить профессиональный уровень адвокатов.

Комитет выражает сожаление в связи с нарушениями прав человека на неприкосновенность частной жизни, в том числе, сотрудниками правоохранительных органов, и призывает Туркменистан обеспечить, чтобы все формы слежки и действия, связанные с правом на неприкосновенность частной жизни, включая онлайн-слежку, проводимую по соображениям государственной безопасности, регулировались законами, соответствующими Пакту о гражданских и политических правах; рассматривать жалобы граждан на юридичски не санкционированную слежку; предоставлять жертвам соответствующую компенсацию.

Право на свободу совести и религиозных убеждений. Комитет признает преследования в отношении некоторых религиозных общин, нарушение права на свободу совести и вероисповедания и обеспокоен судебными преследованиями и лишением свободы верующих, чьи взгляды расходятся с «официальной религией»-исламом, включая Свидетелей Иеговы, которым отказано в юридическом признании и в регистрации. Он также обеспокоен сообщениями о так называемых превентивных мерах в отношении Свидетелей Иеговы, которые были либо вызваны сотрудниками правоохранительных органов, либо допрошены по месту их работы.

Туркменистану рекомендовано внести в законодательную базу право граждан на отказ от военной службы по соображениям совести и обеспечить им возможность прохождения альтернативной службы, а также пересмотреть процедуру регистрации религиозных организаций.

Свобода выражения мнений. Комитет положительно оценивает сообщение о вероятном помиловании Нургельды Халыкова, Мурата Душемова и Мансура Мингелова, но вместе с тем обеспокоен отсутствием конкретных мер для осуществления конституционных прав граждан на свободу мнений и их свободное выражение. Туркменистану рекомендуется освободить из-под стражи перечисленных выше граждан; обеспечить соблюдение прав на свободу слова и свободное выражение мнения, на получение и распространение информации; обеспечить свободный доступ к источникам информации, а также воздерживаться от преследования, запугивания, домогательств или тюремного заключения представителей гражданского общества и их родственников, которые мирно осуществляют, среди прочих прав, свою свободу выражения мнений в Туркменистане и за рубежом. То же касается и права на проведение мирных собраний и демонстраций.

В заключении государству рекомендуется перевести на официальный язык и донести до населения Международный пакт о гражданских и политических правах, два факультативных протокола к нему, свой 3-й периодический доклад и настоящие заключительные замечания в целях повышения осведомленности.

К 24 марта 2026 года Туркменистану надлежит предоставить информацию о выполнении рекомендаций относительно национального правозащитного учреждения (Омбудсмена), контртеррористических мер и тайного содержания под стражей и насильственных исчезновений. Комитет также просит при подготовке очередного периодического доклада провести широкие консультации с гражданским обществом и неправительственными организациями, действующими в стране. Следующий диалог КПЧ с Туркменистаном состоится в Женеве в 2031 году.

Ê Вариант для печати


Обсудить эту статью