Prove They Are Alive!
TurkmenWiki
Свободу Алексею Навальному!
За демократию и права человека в Туркменистане  For Democracy and Human Rights in Turkmenistan
26.03.2023  
Права человека

12.06.2022
Письмо В. Путину из 2002 года

turkmen.news, Гундогар

11 июня День рождения Бегенча Бекназарова

Практика насильственных исчезновений в Туркменистане на протяжении последних 19 лет носит систематический характер.

11 июня исполнилось 53 года Бегенчу Бекназарову — офицеру Вооруженных сил Туркменистана, приговоренному в 2005 году к пожизненному заключению за участие в так называемой попытке государственного переворота и покушения на президента Ниязова. Сразу после событий 25 ноября 2002 года он находился в розыске и был арестован, спустя два с половиной года, в Ашхабаде, в доме своих родителей.

Дело Бегенча Бекназарова — одно из более чем 160 случаев исчезновения людей в туркменских тюрьмах, задокументированных Международной кампанией «Покажите их живыми!». Практика насильственных исчезновений в Туркменистане на протяжении последних 19 лет носит систематический характер.

Три года назад родственники Бегенча, проживающие в Израиле, передали журналистам независимого издания turkmen.news уникальный документ — письмо, адресованное президенту Российской Федерации, написанное Бегенчем по следам событий 25 ноября 2002 года, в котором он подробно описал ситуацию в Туркменистане того времени. Письмо было отправлено адресату, но, как и в ряде других случаев обращения членов семей осужденных по «делу 25 санджар» российских граждан или граждан, имеющих двойное туркмено-российское гражданство, никакого ответа и никакой реакции не последовало.

Сестра Бегенча Бекназарова Анна в 2019 году так рассказывала о своем брате и о родителях, которые были в буквальном смысле слова заложниками рыскавших по стране в поисках Бегенча ниязовских ищеек:

«Бегенч — мой родной и любимый брат… Мы выросли в очень теплой, дружной, многонациональной и простой семье. Бегенч рос очень справедливым и принципиальным, зачастую во вред себе. Часто заступался за более слабых одноклассников, что приводило к противоборству с обидчиками. Мы все учились хорошо. Директор школы и педагоги поддерживали маму и папу после произошедшего (имеются в виду события 25 ноября 2002 г.).

 — Выходит, отца тоже сажали?

 — И маму, и младшую сестру. Пытали, чтобы выяснить у них местонахождение Бегенча. Били пластиковыми бутылками, кололи наркотики, не давали лекарства: папа сердечник, мама страдает диабетом. А сестре просто покалечили физическое и психическое здоровье. В общей сложности их продержали в заключении несколько месяцев, а затем выгнали на улицу из собственной квартиры в никуда и запретили жить в Ашхабаде. Папе было тяжелее всех, ведь там могилы его родителей…

Маму и сестру за границу не выпускают, несмотря на наличие у них российского гражданства и на ходатайства МИД Израиля. А нам закрыт въезд в Туркменистан, даже с папой не дали попрощаться. (Амандурды Бекназаров скончался в 2010 году в возрасте 70 лет).

Первые годы после ареста Бегенча отца и мать даже пенсии лишили, как родителей «врага народа». Пенсию маме вернули недавно, но это копейки. Сестра училась на пятом курсе биологического факультета ТГУ, шла на красный диплом, но ее отчислили. У Бегенча трое детей, и все живут в Туркменистане. Старшая дочь невыездная, сын учится заочно в российском вузе, есть также младшая дочь.

 — Почему он выбрал военную сферу? Как складывалась его карьера?

 — С профессией он определился еще в школе. В 9-10 классе перешел в военное училище, а после его окончания поступил в Киевское высшее общевойсковое училище им. Фрунзе, где обрел настоящих друзей и никогда не сомневался в своем выборе. Осенью 1986 года вместе с остальными курсантами разгребал завал реактора в Чернобыле, позже выяснилось, что не без ущерба для здоровья. Вуз окончил в 1990 году с отличием, попал по распределению в Чугуев (город в Харьковской области), там же женился. Но, будучи настоящим патриотом своей страны, верившим в перемены в Туркменистане, брат вскоре вместе с семьей вернулся на родину. В 1997 году полгода отучился в школе НАТО в Германии (в рамках программы «Партнерство ради мира») и начал движение по карьерной лестнице. Он очень любил свою работу, говорил, у меня не будет голодных и обиженных солдат. Душа у него болела за каждого. С подчиненных офицеров строго спрашивал за солдат, приводил их часто к нашей хлебосольной маме, чтобы накормить их домашней едой, и покупал за свои деньги продукты в часть… Нашли Бегенча в мае 2005 года в подвале родительского дома.

 — Наверное, родителям досталось за укрытие сына…

 — Дома в тот день были папа и восьмилетний сын Бегенча. Да, били, папу точно. Потом посадили. Мама, папа и сестра дважды сидели, но после вмешательства Израиля их отпустили.

 — Получается, что его увели, и с тех пор больше никто о нем не слышал и не видел? Суд проходил в закрытом режиме?

 — Слышали, что вначале его держали в подвале КНБ, а потом перевели в тюрьму Овадан-депе. Суда нам ним не было, Ниязов сам судил.

 — Что вам подсказывает сердце, Бегенч жив?

 — Не хочу думать о плохом, но я уверена, что он жив. Бегенч очень сильный духом и знает, что мы его ждем всегда!

Сегодня мы вновь напоминаем об этом человеке — настоящем патриоте Туркменистана Бегенче Бекназарове. И не только потому, что сегодня — День его рождения. Его письмо, его короткая биография офицера, капитана запаса ВС РФ, обучавшегося в Украине и проходившего стажировку в Германии, верившего в то, что Главком В.В.Путин обратит внимание на его письмо и поможет (иначе, зачем было его писать?!), еще больше обнажают ту жестокую правду, с которой мы живем вот уже более трех месяцев — правду о российской армии, о ее Главкоме, о борющейся Украине, о ее героях и о ее жертвах. А то, о чем писал Бегенч 20 лет назад, сегодня, к сожалению, можно наблюдать не только в Туркменистане.

---------------------------------------------

Президенту Российской Федерации
Верховному Главнокомандующему ВС России тов. Путину В.В.

Заявление

Уважаемый Владимир Владимирович!

Сложившаяся обстановка в Туркменистане по соблюдению прав человека и выполнению президентом С. Ниязовым подписанных международных документов по соблюдению прав человека вынудила меня обратиться непосредственно к Вам.

Я, Бекназаров Бегенч Амандурдыевич, 1969 г.р., туркмен, гражданин Российской Федерации и Туркменистана, капитан запаса ВС РФ, проживавший по адресу: г. Ашхабад, Мир 3/2 дом 18, кв. 11. Три года назад после окончания срока контракта с МО РФ я уволился и продолжил службу по контракту в ВС Туркменистана. В 1990 году я окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище.

О произошедшей в Туркменистане неудавшейся попытке сместить с поста президента С. Ниязова и о реальной обстановке, происходящей во всех областях жизнедеятельности Туркменистана, я надеюсь Вам известно.

Весь демократический мир знает о наличии в Туркменистане страшного диктата ниязовского тоталитарного режима.

Немного остановлюсь о репрессиях, которые начались после 25 ноября 2002 года и дали возможность тирану собственного народа С. Ниязову захватить и подвергнуть аресту оппозицию, находящуюся за рубежом и граждан инакомыслящих, демократически настроенных внутри страны. Правовой беспредел, и без попыток смещения тирана, со стороны спецслужб ниязовского режима и раньше держал в страхе население, а после 25.11.2002 заставил народ войти в кому под угрозой уничтожения. Спецслужбами было задержано в подозрении в совершении покушения более 50 человек и более 100 человек родственников, двое из которых погибли при странных обстоятельствах. Было уволено без всяких обоснований с работы более 300 человек, более 100 человек были выгнаны из своих домов на улицу, имея на руках грудных и малолетних детей, зимой, без средств существования.

В настоящее время к арестованным людям применяются физические и моральные виды пыток с использованием психотропных средств с целью заставить их сделать «признательные» заявления в преступлениях, которые они не совершали, и выдать других людей, которых ниязовскому режиму необходимо уничтожить.

Не выдержав пыток и издевательств над задержанными родственниками и знакомыми, лидер туркменской оппозиции Б. Шихмурадов сдался властям, сделав предварительное заявление через СМИ о творимом С. Ниязовым правовом беспределе. Позже, после применения психотропных средств, Б. Шихмурадов сделал «признательное» заявление о совершенных преступлениях и о том, что все задержанные люди являются наркоманами.

Весь народ Туркменистана, люди из дальнего и ближнего зарубежья, знавшие Б. Шихмурадова, ужаснулись, в каком физическом и психологическом состоянии находился он и какие выжатые делал заявления.

В числе вышесказанных моя семья также подверглась репрессиям. Мои родители: отец — Бекназаров Амандурды, 1939 г.р., пенсионер, инвалид 2 группы, перенесший 4 инфаркта, мать — Бекназарова Раиса Акмурадовна, 1947 г.р., инвалид 3 группы, больная сахарным диабетом, уволенная с работы, где проработала более 30-ти лет без замечаний, сестра — Бекназарова Джерен Амандурдыевна, 1982 г.р., отчисленная с 4-го курса ТГУ, — были схвачены и брошены в камеры СИЗО без предъявления каких-либо обвинений.

В течение 18 (восемнадцати) дней, а отец 19 — их пытали, всячески издевались, били по голове и телу пластиковой 1,5 л бутылкой, наполненной водой, не передавали еду, не давали спать, вели допросы и пытки в течение суток, отнимали одежду, не передавали необходимые лекарства, которые родители обязаны принимать в связи с имеющимися заболеваниями, не давали ходить в туалет, сестренке вкололи какое-то средство, после чего она потеряла сознание. Работники различных правоохранительных органов требовали от родителей признаться в преступлениях, которые они не совершали, а также выдать мое местонахождение, которое они не знали. После доведения моих родителей до тяжелого физического и морального состояния, их выпустили, проведя якобы над ними суд, где их обвинили в злостном хулигантстве и оказании сопротивления работникам полиции. Все, что инкриминировали моим родителям, СТРАШНАЯ ЛОЖЬ.

Мои родители всегда были и даже сейчас остаются законопослушными гражданами, о которых знают сослуживцы по работе и соседи по дому. И в настоящее время допросы родителей продолжаются, и отца, находящегося в крайне тяжелом состоянии, постоянно под руки водят на допросы по очереди разные спецслужбы и судебные органы. Когда родители попытались обратиться к представителям ОБСЕ в Ашхабаде, работники полиции отобрали у них паспорта и пригрозили, если они еще раз попытаются пожаловаться в международные и другие организации, то их просто убьют под видом несчастного случая. Сейчас родители находятся в крайне тяжелом состоянии, их здоровью нанесен невосполнимый ущерб.

О том, что я не поддерживаю разрушительную политику С. Ниязова, в частности в разрушении армии, знают представители спецслужб. Еще в 2000 году в Генпрокуратуре Туркменистана было принято решение посадить меня за решетку по любой сфабрикованной статье. Оставшиеся на свободе сослуживцы и знакомые могут подтвердить эти факты и назвать фамилии исполнителей заказа. А сейчас, когда появился повод, меня назвали особо опасным преступником и инкриминируют мне множество выдуманных или несовершенных мною преступлений.

У меня нет информации, может быть это заявление–обращение единственное из Туркменистана, но хочу довести до Вас, что если не принять срочных мер недекларативного порядка, то эта тоталитарная, репрессивная, адская машина Ниязова уничтожит весь прогрессивный интеллектуальный потенциал страны и не будет возможности нации поднять государство, сваленное Ниязовым в пропасть разрух во всех областях и остановить рост наркоманизации страны, находящейся на юге от России.

Говорить сейчас о многочисленных фактах преступной деятельности С. Ниязова нет возможности и времени, о них знает весь народ, а о наиболее крупных расскажу, которые имеют международное значение. Факты сотрудничества С. Ниязова с движением «Талибан», передача им до появления американских войск в Афганистане около 40 единиц танков Т-62 М из состава заштатной численности Кушкинского мотострелкового соединения, о чем могут подтвердить офицеры, находящиеся в России, танки, оставшиеся после вывода ОКСВ в 80-х годах. О личном участии и руководстве преступными структурами, занимающимися наркотранзитом из Афганистана и Ирана, С. Ниязовым через свою службу охраны, о чем пытались сообщить и легализовать эту информацию руководители КНБ Туркменистана, которые впоследствии были репрессированы, включая рядовых сотрудников, а наиболее активные оперативные работники были уничтожены. Многие, в том числе специалисты по борьбе с наркоторговлей, были просто уволены со службы.

О возможном нахождении международного террориста №1 У. Бен Ладена среди многочисленных групп арабских «охотников», построивших в Мары на свои деньги новую ВПП для приема своих тяжелых транспортных самолетов, куда они прибывают на своих многочисленных затемненных джипах, говорит весь народ Туркменистана, от которого лагеря, стоянки этих охотников охраняют правоохранительные структуры. Населению Туркменистана также известно, как под видом оказания гуманитарной помощи народу Афганистана, С. Ниязов осуществляет обмен туркменских нефтепродуктов на крупные партии наркотиков движения «Талибан», а затем через территорию Туркмении они сопровождаются под покровительством охраны Ниязова.

Все эти и другие факты подтверждены в Туркменистане представителями специальных и других госслужб страны, людьми-патриотами и сторонниками демократии.

Ранее на сайте «Гундогар» НДД Туркменистана где-то в августе писали о задержании на туркмено-афганской границе 3-х боевиков Аль-Каиды, чеченцев по национальности, с учетом возможностей ниязовской прессы показанные 3 чеченца, задержанные якобы при нападении [на кортеж президента Ниязова 25 ноября 2002 года], могут быть теми лицами, которых задержали и до этого содержали без суда и следствия в одной из колоний в г. Байрамали.

Возможно, покушение было подстроено самим С. Ниязовым с помощью коммерсанта Г. Джумаева с целью заманить в Туркменистан недоступного для ниязовского режима Б. Шихмурадова и других лидеров туркменской оппозиции. Ранее С. Ниязов неоднократно обвинял оппозицию в участии в краже миллионов долларов с ниязовских счетов в зарубежных банках. Можно рассказать о расстреле российского офицера-пограничника, задержавшего крупную партию наркотиков, при подстроенном ему побеге из СИЗО КНБ Туркменистана, о нахождении в СИЗО граждан РФ и других стран, о которых следственные органы Туркменистана не сообщают ни официальным органам стран, ни родственникам. В одной из женских камер СИЗО находится жительница Санкт-Петербурга, прапорщик ВС РФ, служившая по контракту в Чечне, неизвестно как попавшая в Туркмению и в настоящий момент доводимая следственными органами до состояния психического расстройства.

Находящееся в Ашхабаде посольство РФ не в состоянии защитить интересы граждан РФ и коррумпированность отдельных сотрудников исполнительного звена не позволяют доводить реальную информацию до руководителей, а зачастую ставят вообще в неизвестность их. Зная о Вашем визите в нашу страну, граждане РФ собирались встретиться наедине с Вами и рассказать о всех проблемах, в основном соблюдении прав человека, однако работники спецслужб не позволили этого сделать, как они с помощью закупленной аппаратуры «Сименс» контролировали и не допускали говорить об этом во время Вашего прямого телефонного общения.

Граждане России и Туркменистана смеялись над заявлением задаренного ценными подарками депутата Госдумы РФ Шандыбина, посетившего Ашхабад, о том как хорошо живется народу Туркмении и о необходимости такого же президента России, как страшно удивились заявлению секретаря Совета Безопасности РФ Рушайло, от которого ожидали, что он положит начало расследованию фарса-спектакля, подстроенного самим С.Ниязовым, с ранее указанными целями. Своим визитом положит начало разбирательству по соблюдению прав человека в отношении граждан РФ, о бедственном положении стариков, которых никто не ждет в РФ и которые бесследно исчезают или умирают без всяких расследований ввиду владения ими жилой площадью. Об отсутствии возможности получить высшее образование или найти работу для русскоговорящей молодежи.

Владимир Владимирович, мне известно об оказании юридической помощи гражданину РФ, ветерану ВОВ в Латвии, с которой у России нет соглашения ни о двойном гражданстве, ни о правовом обеспечении граждан, вытекающим из первого. Однако, при наличии таковых с Туркменистаном, они не только остаются декларативными, но и вследствии этого не являются действующими, так как разница таковых законодательных актов в наших странах существенно различается в области прав человека, а также о реализации таковых, в том числе международных. Европейская конвенция по правам человека и др., С. Ниязовым в действительной жизни известна всем. С учетом отсутствия авторитета у С. Ниязова в демократическом мире, наличием подписанных им международных документов и других институтов и рычагов внешней политики прошу Вас принять срочные меры по решению вопроса соблюдения прав человека в отношении граждан РФ, проживающих в Туркменистане, и в частности задержанных по подозрению или уже осужденных ниязовским режимом. Если мы являемся преступниками, то этот факт необходимо установить после экстрадиции и судебными органами только на территории Российской Федерации. Все, что состряпано следственными органами ниязовского режима является страшной ложью. У людей нет выбора или погибнуть без суда и следствия в СИЗО, или признаться в несовершенных преступлениях, «признательные» заявления в которых С. Ниязов демонстрирует всему миру.

В настоящий момент весь народ является заложником ниязовского режима, в том числе и граждане РФ. У терроризма одно лицо, будь то отдельные группы или целое государство, которое применяет тактику терроризма, уничтожая людей и захватывая в заложники их родственников, и я считаю Россия не должна разграничивать эти виды терроризма, ведь в результате гибнут ни в чем не повинные люди. Говорить об каких-либо исках по возмещению физического и морального ущерба здоровью нет необходимости, эта цифра может превысить последствия терактов в Норд-Осте и других.

Владимир Владимирович, с каждым днем, не имея информации, что реально делается в мире, в том числе со стороны России, надежд остается все меньше и меньше, прошу Вас, возьмите под личный контроль решение этого вопроса и приложите все имеющиеся у Вас полномочия.

С уважением,
Бекназаров Бегенч [подпись]

P.S. Прошу извинить меня за банальность приписки. Сейчас у моих родителей отняли туркменские паспорта и к посольству РФ не подпускают. Прошу Вашего указания о рассмотрении вопроса о выдаче моим родственникам гражданства РФ (отцу, матери, сестренке) в соотв. с З РФ «О гражданстве», так как я и мой неженатый младший брат являются гражданами РФ, для возможности последующего выезда из этого режимного государства. Оставаясь в Туркмении, они будут просто замучены насмерть.

turkmen.news

Ê Вариант для печати


Обсудить эту статью